Сама по себе красота в Советском Союзе не была ценностью, идеалы красоты формировались идеологией и политикой. Каких женщин считали красивыми и какие стандарты красоты существовали? Далее на kiyevlyanka.
В Советском Союзе красивое стало синонимом этичного, правильного, социально одобряемого. А вот сексуальность пугала: кто знает, куда могли завести советского человека его непредсказуемые желания?
Именно поэтому в 1920-х годах в Советском Союзе был запрещен психоанализ Зигмунда Фрейда. Не только женщинам, но и мужчинам навязывались идеи о вредности сексуальности, о том, что это западное, тлетворное, а значит чуждое советскому человеку.
Однако и в такой подчиненной идеологии и полностью контролируемой красоте по-советски были свои яркие моменты и интересные явления.
Кто ты, товарищ женщина?
После Октябрьской революции 1917 года роль женщины изменилась кардинально: она получила равные права с мужчинами. Работать, приносить пользу обществу и революции считалось позитивным и поощрялось. Хотя при этом женщину никто не освобождал от домашних обязанностей и воспитания детей.

Женщинам доверяли партийные посты, некоторые из них довольно быстро поднимались по карьерной лестнице, обходя своих коллег-мужчин. В моду вошел феминизм – девушки оказались пламенными бойцами и по активности не уступали мужчинам.
Прекрасная половина человечества кардинально изменилась внешне. Дамы примерили некоторые детали мужского костюма: брюки, пиджаки, косоворотки, шорты – оказалось, это очень удобно. На прическу и макияж времени не было – все это было объявлено «буржуазными штучками» и выброшено за борт нового советского корабля. Женщины носили фуражки, но чаще повязывали косынки, под которыми прятали неухоженные или просто грязные волосы, а вместо причесок предпочитали короткие стрижки. Не стоит винить женщин: 1920-е годы совершенно не располагали к уходу за собой, не всегда доступным было самое элементарное – вода и мыло.
Семья трещала по швам и была признана буржуазным осколком, уступив место свободой любви, или сексу без обязательств. Даже политическая деятельница Александра Коллонтай пропагандировала «теорию стакана воды», суть которой сводилась к тому, что любовь надо дарить всем, кто в ней нуждается.

Чуть позже она написала целый трактат, в котором изложила идеи свободного брака: предлагала мужьям и женам позабыть о предрассудках, не скрывать свою сексуальность, и дарить любовь тому, кто понравился. Стоить добавить, что у теории было множество поклонников, некоторые даже жили так. Продлилась такая сексуальная разнузданность недолго – противников теории оказалось гораздо больше.
Мода на косынки и короткие стрижки, брюки и кожаные куртки, открытая сексуальность и феминизм, отрицание семейных ценностей – это окружало, влияло и формировало молодых женщин революционных 1920-х годов.
Женщина-работница: главный символ Советов
В конце 1920-х годов советскому правительству во главе со Сталиным стало понятно, что стране нужны новые, улучшенные идеалы. Женщину-товарища сменила женщина-работница: нужно было отстраивать страну, работать, позабыв о себе, выходных и праздниках. Именно поэтому советская пропаганда насаживала образ работницы – в СМИ, книгах, фильмах того времени.

Женщин вернули в семью: пропаганда всячески подчеркивала незаменимую роль в рождении и воспитании правильных советских детей. Да и семью вернули в список ценностей советских людей, а вот нарратив про освобождающий секс исчез – он вредил и семье, и рождению детей, и управлению умами электората. В реальности образ женщины-работницы реализовала ткачиха-многостаночница Дуся Виноградова.
На экране ее образ работницы воплотила актриса Любовь Орлова. Любопытно, что она имела дворянские корни, став первой гламурной кинодивой. Благодаря кинозвезде в моду вошли белокурые волосы: киевлянки очень хотели быть похожими на героиню Орловой даже внешне. Копеечное средство пергидроль превращало любую девушку в блондинистую красотку.

Красоту заменили новыми стандартами личной гигиены – эту программу внедряли на государственном уровне. В промышленных количествах выпускались не только мыло и зубной порошок, но и заветный арсенал косметики: пудра, помада, тушь для бровей и ресниц, духи. И хотя помады были в основном матовыми и плохо стирались, а тушь растекалась – женщины были довольны, потому что могли элементарно прихорошиться.
На Крещатике в 1930-х годах можно было увидеть модниц, одетых в платья с рукавами фонариком, туфли-лодочки, с сумочками. При этом девушки активно красили глаза и губы и завивали локоны.
Почему полнота считалась красивой?
В Украинской республике (и Союзе в целом) полнота поощрялась, а моды на худобу никогда не существовало! И этому тоже есть свое объяснение: некоторые области в Украинской республике пережили искусственно созданный голодомор. Люди жили впроголодь и в 1940-е годы, до и после войны: полнота стала символом достатка, сытой жизни.

Культивировалось материнство: ценилась не только хорошая работница, но и та, которая родила детей, маленьких советских граждан. После Второй мировой войны удалось избежать демографической катастрофы именно благодаря этим культам, что агрессивно насаживались пропагандой. Образ многодетной матери утратил популярность уже в 1960-е годы. В Советах было очень тяжело родить и вырастить нескольких детей, при этом женщины работали и тянули на себе быт.
Киевский Дом моделей: что носили в 1940-х годах?
Мнение, что в Советском Союзе моды не было, не совсем корректное: она была. Представьте, в 1944 году министерство легкой промышленности Украинской республики принимает скандальное решение – создать Дом моделей. Еще Крещатик не отстроили, а модный дом уже открылся!

К началу 1950-х годов Дом моделей развернулся: в одном цехе шили верхнюю одежду – пальто и костюмы, в другом – платья, юбки и блузки на лето. Коллекции были стильными, но здесь в основном наряды выбирали себе жены чиновников и людей при деньгах. Но до обычных киевлянок все это не доходило.
Для фабрик же создавались промышленные коллекции – простые, массовые. Как тогда говорили, весь Советский союз ходил в «трех фасонах пальто и платьев». То, что продавали в магазинах носить не хотелось: все было темное, немаркое, практичное. И любая девушка в одежде «массовой коллекции» выглядела лет на 10 старше.
Но советские женщины не сдавались! В 1940-х годах большинство умели шить, могли соорудить себе простую юбку или летнее легкое платьице из цветастого ситца. Всегда можно было найти портниху, которая шила «эксклюзив на заказ»..
Как одевались киевские модницы?
После Второй мировой войны киевские модницы по вечерам выходили на главные улицы Крещатик и Горького (сейчас Антоновича). Можно было увидеть женщин в шелковых и ситцевых платьях, твидовых пиджаках, в шляпках с цветами невероятной красоты! Так они пытались поднять себе настроение, почувствовать мирную жизнь.

Девушки носили белые носки, которые одевали даже под босоножки. И если новый наряд можно было сшить, купив ткань, то с обувью была настоящая беда! И киевские красавицы под яркие платья часто надевали грубые старые ботинки, потому что новых не было.
Типичная юная модница из Киева носила платье или блузку обязательно с подкладными плечиками, или старое платье украшала кружевом или просто белым воротничком. Это было свежо, привлекало внимание и дарило приятное настроение.
О чем мечтали киевлянки?
Во все времена женщины мечтали о нарядах, и киевлянки в 1940-1950 годы не были исключением! Все вещи женского гардероба были в дефиците, особенно чулки, нижнее белье, шляпки и обувь.
Кое-что можно было купить на рынках – там много продавали трофейных товаров, что-то из этого перешивалось, добавлялись яркие детали – и девушка выглядела просто блестяще.
Кстати, журналы мод тоже были, но на вес золота. Их крайне трудно было достать, потому что власти считали, что эти вещи развращают женщин. Киевские красавицы буквально на несколько часов брали журналы через подруг и знакомых, копировали модели, а потом шли к своей портнихе, или сами шили наряды.

На экране в 1940-1950-е годы царила Валентина Серова – кстати, она родилась в украинском Харькове. Женщины копировали ее образы: делали прически, как у нее, вместо шляпок носили береты – как она, шили похожие платья. И как-то пережили период тотального отсутствия всего!
Вместо послесловия
1960-е годы стали новой революцией, прекрасной оттепелью, когда советские люди перестали бояться и стали просто жить. Красота была повсюду: женщины делали эффектные прически, носили каблуки и мини-юбки, рисовали стрелки и красили губы ярко. Образы работницы и вечно уставшей матери были сданы в утиль: о них вспоминали лишь на партсобраниях. Люди вдруг вспомнили, что они не сотрудники – а мужчины и женщины прежде всего! 1960-е годы стали временем любви и сексуальности. Вся страна влюблялась в актеров и актрис: в Украине гремела юная Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук и др.

Но после оттепели «холодная война» только ужесточилась, а последующие 1970-е годы застоя стали самым унылым и темным временем. Но все равно ветер перемен сильно чувствовался, «железный занавес» проседал, сквозь него прорывалась музыка “The Beatles” и “Queen”, журнал мод “Burda moden”, стильные джинсы, куртки, французские духи и помады, импортное белье – предметы вожделения каждой советской женщины.
Последние три десятилетия Советского Союза были очень разными. Но это тема уже для другой истории…